ЗЕМЛЯ В РУИНАХ: ПОСТ-АПОКАЛИПТИЧЕСКИЙ МИР
Одна из первых кадров фильма —
силуэт женщины на пороге дома, как это было в известном фильме «Искатели». На
удалённом аванпосте посреди пустоши живёт небольшая семья, и за ужином на них
нападает свора вампиров. В этой сцене задаётся особый вневременный тон: «Похоже
на тридцатые годы прошлого века, но в то же время тут есть и геотермальные
панели отопления, ветряные турбины и футуристические устройства весьма
потрёпанного вида. И вокруг — совершенно опустошённая местность, насколько
хватает глаз».
За чертой города
мир превратился в пустыню. Природу полностью уничтожила война. Слово Фитсджеральду:
«Было очень непросто найти пустыню без какой-либо растительности, чтобы
получилась эпическая картинка. Когда мы находили такие места, мы могли снимать
совершенно эпохальные сцены с силуэтами одинокого человека на фоне безжалостной
пустыни».
Как говорит режиссёр Скотт Стюарт,
«Люди, решившие жить за стенами города, хотели избавиться от всевидящего ока
церкви и жить свободнее, без гнёта Монсеньоров. Они выбрали пустошь, хотя это и
территория вне закона».
Атмосфера
промышленно-теократического фашизма в Пятом городе берёт своё начало в
визуальных образах отдельных районов Гонконга и Восточной Европы во времена
СССР. «Это город, окружённый стеной. Один из многих городов, в которых люди
спрятались во время войны, — рассказывает режиссёр, — Здесь всюду трубы и
дымоходы, и трубы к дымоходам, и дымоходы от труб к другим дымоходам. Самое
высокое здание— собор в центре города, и из него к небу величественно
простираются трубы».
«Всюду здесь, — продолжает Скотт
Стюарт, — висят видеощиты, по которым с утра до вечера крутят политинформацию о
том, что бог, церковь и город защищают тебя от всех бед, поэтому не задавай
лишних вопросов и продолжай подносить уголь к печам».
Люди в городе живут в постоянной
тьме, по уши в саже и с чёрными хлопьями сажи, опускающимися с неба. В пустыне
солнце светит всё время, а в городе — никогда».
Слово актёру Полу
Беттани: «Город как будто из романа Джорджа Оруэлла, он ужасно холодный. А
пустошь, в то же время, удивительно безжизненная, и это на удивление очень
красиво. Я никогда в жизни не видел таких мест. Такое ощущение, что попал в
фильм Джона Форда».
Чтобы тщательно
смешать реальные и виртуальные части фильма, вместе со Скоттом Стюартом над
фильмом работал и со-основатель его студии The Orphanage Джонатан Ротбарт. Вместе с главами других отделов они создавали этот
мир во всей его полноте.
Слово Ротбарту: «В
фильме было полно идей и решений, которые нужно было довести до ума на
пост-обработке. Самая главная трудность была в том, чтобы создать ощущение
масштабности мира, сохраняя при этом динамику. Моя главная задача — чтобы в
фильме никто не замечал, что на экране компьютерная графика. Поэтому
подмешивать одно в другое, соединять эти два мира максимально гладко и
незаметно — это самая сложная и одновременно самая любимая часть моей работы.
«Так как Скотт знает,
в каком направлении мы можем думать, он кое-где нас направлял и подталкивал, —
продолжает Ротбарт, — Его опыт работы с графикой и эффектами позволяют ему
придумывать великие вещи, и это видно в фильме. Благодаря этому у нас была
возможность создавать действительно новые вещи и придавать масштабу фильма
большую чёткость».
Трюки,
сцены и эффекты «Пастыря» изначально создавались специально для 3D, но его
бесконечные пейзажи в духе Золотого века требовали более традиционной
технологии и большего внимания к деталям, и Скотт Стюарт принял решение
переводить фильм в 3D только на этапе
пост-обработки. Ему слово:
«Мы планировали,
что фильм будет в 3D с самого начала, и много проговорили об этом на
подготовительном этапе. Но в последний момент я решил не снимать в 3D, потому
что и мой главный оператор Дон Бёрджесс, и я сам — мы все хотели снимать в
анаморфотном формате, чтобы получилась эта эпическая картинка».
Как говорит
режиссёр, использование двухступенчатого процесса позволило собрать всё лучшее
из двух миров кинематографа. «Мы использовали старые линзы Panavision серии С, те
же самые, которые использовались в «Звёздных войнах», «Чужом», «Бегущем по
лезвию» и некоторых старых вестернах. «Пастырь» — пейзажное кино, и мы смогли
придать фильму это мощное пейзажное ощущение. Мне нравится, как это выглядит, а
Дону (и Дон в своём деле очень хорошо разбирается) было очень интересно
работать с этой оптикой».
«В то же время мы подумали,
что пространство современного фантастического фильма просто обязано
существовать в 3D. Аудитории хочется быть погружённой в мир, особенно в такой,
как у нас. Мы решили, что 3D позволит аудитории погрузиться в наш мир глубже».
Чтобы достичь желаемого эффекта,
создателям фильма пришлось разыскать очень редкие линзы. Рассказывает Стюарт: «Этих
линз осталось очень мало, к тому же с такими характеристиками они больше не
производятся. Кто-то любит на них снимать, но достать полный комплект — это на
грани фантастики. Майкл Бэй снимал на них "Трансформеров”; Джей Джей Абрамс
тоже любит с ними работать. Чтобы их заполучить, мы обратились напрямую к
производителю».
«Люди же отказываются от этих линз
ровно по тем же причинам, по которым мне они нравятся, — продолжает режиссёр, —
Они ведь дают очень крутые засветы, серьёзно искажают картинку по краям, дают
заметные цветовые аберрации и кучу других вещей, которые есть в старых фильмах».
Конвертирование в 3D
выглядит не хуже, если не лучше, чем если бы фильм изначально снимали в 3D,
утверждает режиссёр: «Мы заложили достаточно времени, чтобы сконвертировать его
по всем правилам и без спешки. Многие эффекты отрендеренены сразу под 3D,
вампиры у нас тоже рисовались с учётом 3D, большие пространства компьютерной
графики — всё в 3D на самом раннем этапе. А те плашки, на которые мы
накладывали эффекты в реальном мире — их пришлось конвертировать».
Успех конвертации в
первую очередь в том, что фильм изначально планировался в формате 3D. Скотт
Стюарт: «Подход к композиции и вообще визуальной составляющей фильма был c
учётом 3D. Мы везде старались создать максимально глубокие картинки, это вопрос
композиции: композиция кадра, отрисовка действий и планирование движений
актёров, чтобы в кадре было напряжение и глубина — и мы всё именно так
планировали. Но, с другой стороны, мы бы и в 2-D делали такие вещи, так что я
надеюсь, что фильм понравится и без стереоэффекта. В любом же случае
динамическая и напряжённая композиция это интересно».
На предварительных
показах фильм встретили с огромным энтузиазмом, вспоминает режиссёр: «Когда
ребята из студии посмотрели часть исходного материала, они одобрили наше
решение сделать конвертацию в 3-D. Потом мы показали минут 8 этого фильма на
фестивале WonderCon, и многие тогда были настроены скептически, так как не
видели, как это можно сделать в 3D. Сейчас
же эти люди говорят, что мы оказались правы в нашем желании сначала снять всё
на плёнку».
В
последние несколько лет компания Screen Gems была известна своей инициативой
максимально перенести процесс съёмок в Лос-Анджелес, чтобы поддержать его
экономику и обеспечить работой талантливых специалистов этого региона. А после
того как правительство объявило о льготной налоговой программе для калифорнийских
киношников, сомнений не осталось совсем.
Исполнительный
продюсер «Пастыря» Гленн С. Гейнор один из первых настаивал на том, чтобы снимали
в Калифорнии. Ему слово: «Это фильм с эпическим размахом, в каждом кадре здесь
мы видим созданный в воображении авторов мир. Мы хотели, чтобы в начале фильма
у нас была отсылка к «Бегущему по лезвию» Ридли Скотта, поэтому мы снимали его
там же, где он снимал свой фильм. Мы хотели получить в кадре бескрайние
просторы пустыни, как в «Лоурэнсе Аравийском», и мы нашли такие же пустыни
прямо у нас, в Калифорнии. Нам нужны были эпохальные декорации, и мы нашли
площадку на Warner Brothers площадью в почти 3,000 кв. м. Мне
кажется, что лучше места найти бы просто не удалось, но в любом случае это
огромное предприятие».
Слово Стюарту: «Мы
искали места, в которых не было бы заметно человеческого присутствия. И эти
безумные каменные наросты мы просто не могли обойти стороной».
«Найтшейд, —
рассказывает Фитсджеральд, — это как Гуантанамо для вампиров. По сути, это
здание под землёй. На поверхность выходит только небольшое помещение для входа,
а дальше вся территория располагается на подземных этажах. Чтобы попасть туда,
нужно спуститься по большой железобетонной шахте. Ощущение от этого места очень
тревожное: огромный подземный комплекс в итоге оказывается ещё более огромным».
Вместе
с многими другими декорациями фильма, Джерико тоже нужно было доработать на
компьютере. Слово Ротбарту: «Это очень интересное пространство. В нём уже было
много деталей, от которых мы отталкивались, чтобы создать промышленный город с
большими трубами, вентелями, станками и шахтёрским оборудованием и многими
другими вещами. Ричард строил в декорациях идущий вверх водовод, но у него он
обрывается, а у нас к нему пристраивается виртуальное продолжение».
Немало времени ушло
у Беттани на то, чтобы научиться ездить на мотоцикле: «У него колёса
расставлены очень далеко, отчего на нём невероятно сложно рулить. И если на
парковке в Лос-Анджелесе, где я учился, это было ещё куда ни шло, то в пустыне
всё было совсем по-другому. В тот момент решили, что нам пора снимать с
мотоциклов дополнительные колёса, с которыми мы учились кататься. Это было
неудобно; Макс Бреме даже подшутил над нами: водрузил на мой мотоцикл розовую
корзинку с ленточками и цветочками и детский сигнальный горн, как на велосипеде
для малышей».
Экшн-сцены в «Пастыре» опасны и
зрелищны: чего стоит одна драка внутри и на крыше поезда, которая фактически
является кульминацией всего фильма! Стюарт отмечает, что сцены драк до съёмок
были поминутно прописаны. «Перед съёмками мы делали предварительную 3D визуализацию,
чтобы отработать наиболее сложные движения камеры и понять, как подходить к
процессу с технической стороны. А затем было множество дней нескончаемых
съёмок».
Беттани проделывал большую часть
трюков самостоятельно, не полагаясь на команду профессиональных каскадёров,
которая была наготове. «Я ехал на мотоцикле вдоль поезда и должен был на ходу
встать с него, чтобы запрыгнуть на поезд», — рассказывает Беттани. «И в
процессе я думал: что же я в вообще делаю?! Но я тренировался 9 месяцев, чтобы
подойти к роли в должной физической форме. Я очень хотел выполнять большинство
трюков самостоятельно. Когда висишь на тросе, вновь чувствуешь себя ребёнком. Я
соврал бы, если бы сказал, что этот фактор не влиял на моё желание стать
актёром».
Но даже при самом
лучшем уровне подготовки травмы неизбежны. «Есть одна сцена, где Пол свисает с
края поезда, удерживая Люси», — рассказывает Урбан. «Я должен был наступить ему
на руку. В первом дубле я полностью промахнулся мимо его руки, но каблуком
зацепил его палец. Он громко закричал от боли, и я подумал, ну какой же он
великолепный актёр! Правда, потом я понял, что произошло. Съёмки были
остановлены. Слава богу, я ему ничего не сломал, и он сразу же вернулся на
съёмочную площадку. Я его безмерно уважаю и восхищён его мастерством».
|